. Индийская металлургия идет на взлет
Индийская металлургия идет на взлет
21.12.2011 07:20
Из крупных производителей стали Индия по темпам роста производства в последнее десятилетие уступает только Китаю. В настоящее время страна занимает четвертое место в рейтинге крупнейших мировых держав как по объемам выпуска (около 70 млн. т в текущем году), так и потреблению стальной продукции. По прогнозам правительства страны, к 2013 году Индия займет уже вторую строчку в этом рейтинге, доведя совокупные мощности по производству стали до 115-120 млн. т в год. Если учесть, что в 2000 году Индия с 26,9 млн. т находилась на девятом месте, то этот рост выглядит поистине выдающимся.

 

Планы и реальность

 

По словам министра металлургической промышленности Бени Прасада Вермы, к 2020 году производственные мощности по выпуску стали в Индии достигнут уже 150 млн. т., а потребление вырастет с сегодняшних 67 млн. т до 130 млн. т в год. Он обуславливает такие оптимистичные прогнозы тем, что в последние семь лет ежегодные темпы роста потребления стали в стране были не менее 10%, а в ближайшие 10-15 лет они будут даже выше этого показателя. У Вермы действительно есть основания так считать: в рамках выполнения 12-го пятилетнего плана развития Индии (2012-2017 годы) темпы экономического роста должны составить не менее 9% от ВВП в год. А на строительство различных объектов инфраструктуры (дороги, порты, сети энергоснабжения и водоснабжения, аэропорты, железнодорожный транспорт и др.) индийское правительство планирует выделить $1 трлн.

 

По оценкам индийских экспертов, даже если допустить, что будет выполнено только 75% от заявленных программ, на строительство новых и совершенствование действующих объектов инфраструктуры потребуется не менее 100 млн. т стали. По последним данным Министерства металлургии Индии на конец июня текущего года, в 2010-2011 финансовом году (апрель/март) в стране было произведено 79 млн. т стали, а совокупные производственные мощности по выплавке металла достигли 83-84 млн. т в год. За этот же период рост потребления стали увеличился на 10,6% и составил почти 70 млн. т в год.

 

По оценкам того же Министерства, к концу текущего финансового года (2011-2012) Индия будет способна ежегодно выплавлять уже не менее 100 млн. т металла, поскольку все ведущие национальные сталелитейные компании (SAIL, Tata Steel, JSW Steel, NMDC, JSPL) намерены существенно расширить свои производственные мощности.

 

Наряду с этим, как прогнозирует секретарь Министерства металлургической промышленности П.К. Мисра, Индия в течение ближайших нескольких лет вновь, как и до 2007 года, может стать нетто-экспортером стали. С апреля по июнь текущего года разрыв между импортом и экспортом стали в Индии сократился до 26 тыс. т в месяц, хотя в это же период прошлого года он достигал 636 тыс. т.

 

Итак, индийские металлурги поставили перед собой амбициозные планы. Но реально ли их выполнить в срок? В 2007 году Министерство металлургической промышленности уже предсказывало 124 млн. т стали к 2012 году. Впрочем, на тот момент только компании Arcelor Mittal и Posco планировали построить в стране три мегакомбината с совокупным объемом выплавки в 32 млн. т в год. Не отставали от них и ведущие национальные компании. Однако большая часть объявленных проектов так и не стартовала. Основной проблемой стала невозможность приобретения земельных участков под строительство предприятий. Местные жители всеми силами противились продаже земли, и в этом их, как правило, неофициально поддерживали местные власти.

Вот и сегодня министр металлургии Бени Прасад Верма выражает абсолютную неудовлетворенность тем, что из около 240 меморандумов о взаимопонимании по части строительства в стране новых металлургических объектов на сумму порядка $250 млрд., подписанных за последние 5-6 лет, реально продвигаются лишь единицы. «Наши компании отлично овладели искусством подписания подобных меморандумов, поскольку большая часть из них навсегда остается только на бумаге. Если бы все эти соглашения были выполнены, Индия давно бы уже опережала США по объему производственных мощностей для выплавки стали», ‒ заявил Верма в конце октября.

 

Кроме этого, индийские власти признают, что прежняя ставка на строительство с нуля новых комбинатов («гринфилдов») национальными и иностранными компаниями оказалась неудачной. Пример тому – проекты с участием Arcelor Mittal и Posco, которые были с помпой анонсированы еще в 2007 году. Однако на сегодняшний день, по прошествии уже четырех с лишним лет, особых сдвигов в их реализации пока не наблюдается. Главная проблема – это приобретение земли под новые предприятия и выплата компенсаций за нее местным фермерам.

 

Поэтому перспективы начала строительства компанией Arcelor Mittal двух сталелитейных предприятий мощностью 12 млн. т стоимостью $10 млрд. каждый в штатах Джаркханд и Орисса пока остаются неопределенными. Не меньше проблем у Arcelor Mittal и в штате Карнатака, где компания уже длительное время ожидает разрешения на разработку месторождений железной руды для своих новых предприятий. «У нас чрезвычайно медленно идут дела во всех трех штатах, возможно, только в Карнатаке есть некоторый прогресс по части приобретения земли. Мы должны проделать еще очень много работы по получению различного рода разрешений в части, касающейся защиты окружающей среды и разработки полезных ископаемых. Исходя из этого, приступить к первому этапу строительства нового предприятия в Карнатаке мы сможем не раньше середины 2012 года после официального оформления прав собственности на землю», ‒ заявил Лакшми Миттал во время проведения телеконференции в конце июля текущего года.

 

Не лучше обстоят дела и корейского сталелитейного гиганта Posco, который намеревался построить в штате Орисса металлургический завод стоимостью $12 млрд. и мощностью 10 млн. т стали в год. Хотя корейцы получили от индийских властей окончательное «добро» на строительство этого предприятия в мае текущего года, оформить землю в собственность из-за протестов местных фермеров и их отказа освободить свои жилища им так и не удалось. В настоящее время Posco ведет переговоры с властями штата Орисса о продлении совместного пятилетнего соглашения, которое истекло в июне прошлого года. Несмотря на то, что администрация штата выкупила порядка 800 га земли под завод Posco, процесс ее передачи в собственность корейцев был заморожен в июне текущего года из-за протестов населения.

 

Хорошо модернизированное старое

 

На этом фоне, вероятно, более благоприятными выглядят перспективы наращивания производственных мощностей национальными сталелитейными компаниями, которые делают ставку на расширение существующих предприятий, либо же на полную модернизацию недействующих или закрытых по различным причинам старых заводов («браунфилды»).

 

Так, к примеру, крупнейший производитель стали в Индии государственная компания Steel Authority of India Limited (SAIL) получила разрешение на строительство в штате Джаркханд нового металлургического завода мощностью 5,6 млн. т плоского проката в год на базе закрытого еще в 2002 году предприятия по производству удобрений. По данным председателя правления SAIL Чандрашекары Вермы, львиную долю ассортимента продукции нового завода составит горячекатаный лист (примерно 4.2 млн. т), остальное – холоднокатаный лист, в том числе сталь сорта API-5L X80 и металл для кузовов автомобилей. Главными ее потребителями будут индийские предприятия нефтегазовой отрасли, автомобилестроения и энергетического сектора. В рамках реализации проекта для собственных нужд нового предприятия предусматривается также возведение современной электростанции.

 

Наряду с этим, по данным Чандрашекары Вермы, в течение 2011-2012 финансового года SAIL введет в эксплуатацию: в штате Орисса ‒ крупнейшую в стране доменную печь объемом 4060 куб. м., в штате Западная Бенгалия ‒ завод по производству катанки мощностью 500 тыс. т, в Джаркханде ‒ стан холодной прокатки производительностью 1,2 млн. т, а также батареи кокосовых печей на сталелитейных заводах Rourkela и IISCO.

 

Что касается создания совместного предприятия между SAIL и POSCO по строительству в штате Джаркханд современного металлургического завода по выпуску высококачественного автолиста мощностью около 3 млн. т в год на базе использования разработанной корейцами технологии Finex, то здесь у сторон возникли разногласия по части распределения долей в СП. Индусы настаивали на получении мажоритарного пакета акций в размере 51%, предлагая взамен 10%-ую скидку на пользование местной железной рудой, однако корейцы не согласились с этим предложением. В результате министр металлургии Индии Бени Прасад Верма отменил запланированный на 5 ноября текущего года визит в Южную Корею для подписания соглашения о создании СП.

 

По словам Чандрашекары Вермы, в прошедшем финансовом году компания потратила на различные проекты по модернизации действующих и строительству новых металлургических предприятий порядка $2.3 млрд. Завершить данную программу планируется к 2013 году, направив на эти цели дополнительно еще почти $3 млрд. По оценкам Вермы, в результате модернизации совокупные мощности по выплавке стали увеличатся у SAIL с сегодняшних 13,8 млн. т до 23.5 млн. т к 2013 году.

 

Еще одна ведущая сталелитейная корпорация Индии Tata Steel, похоже, окончательно определилась со сроками строительства первой очереди металлургического комбината Kalinga Nagar в штате Орисса. Предприятие мощностью 3-3,5 млн. т в год должно вступить в строй в январе-феврале 2014 года. Ввод в эксплуатацию второй очереди нового завода даст возможность довести его общую производительность до 6 млн. т в год. По данным управляющего директора Tata Steel Х.М. Неруркара, компания уже вложила в реализацию этого проекта $2,24 млрд., а общий размер инвестиций в строительство нового предприятия, которое будет производить горячекатаные и холоднокатаные рулоны, оценивается в $4,5-5,6 млрд. И хотя Tata Steel еще не получила все необходимые разрешения по проекту, она уже приступила к строительству аглофабрики и установке дозаторного агрегата.

 

Как заявили представители Tata Steel в октябре текущего года, в ближайшее время начнется реализация заключенного между Tata Steel и Nippon Steel соглашения о создании СП (51% акций у Tata Steel, 49% ‒ у Nippon Steel) для налаживания к концу 2012-го – началу 2013 года производства высококачественного автолиста на базе комбината Tata Steel в штате Джамшедпур мощностью 600 тыс. т в год. Отметим также, что эти две компании продолжают переговоры о строительстве интегрированного металлургического комбината с первоначальными инвестициями в размере $3,6 млрд.

 

О своих амбициозных планах по увеличению производства стали заявила еще одна ведущая сталелитейная корпорации Индии JSW Steel. Она планирует довести ежегодную выплавку металла с сегодняшних 14.3 млн. т до 35.3 млн. т к 2020 году. В середине текущего года руководство компании объявило о намерении построить на своем головном заводе Toranagallu Vijayanagar в штате Карнатака линию по производству высококачественного холодного проката, предназначенного для автомобилестроения. На предприятии будет использоваться технология японской компании JFE Steel, которая в прошлом году приобрела 14,9% акций JSW Steel. Помимо передачи технологии, японцы будут оказывать техническую и консультационную поддержку при строительстве и эксплуатации производственной линии, а также будут поставлять для нее горячекатаные рулоны со своих предприятий в Японии.

 

Стоимость проекта составит около $ 900 млн., производительность ‒ примерно 2,3 млн. т в год. Первую очередь предприятия планируется ввести в строй в начале 2012 года.

 

Кроме того, для дальнейшего расширения мощностей завода Toranagallu Vijayanagar компания JSW Steel в начале декабря текущего года заказала у немецкого производителя Siemens VAI Metals Technologies новую машину для непрерывного литья заготовок мощностью 1,4 млн. т в год. На предприятии уже функционируют три МНЛЗ, а с вводом в строй четвертой машины мощности завода увеличатся до 4,2 млн. т в год. Пуск в эксплуатацию новой МНЛЗ запланирован на середину 2013 года.

 

Построить свои собственные сталелитейные заводы планирует и крупнейший в Индии поставщик железной руды государственная компания National Mineral Development Corporation (NMDC). Первый проект – это возведение в центре Индии в штате Чаттисгарх недалеко от принадлежащих NMDC месторождений железной руды металлургического комбината мощностью около 3 млн. т и стоимостью порядка $3.4 млрд. Его эксплуатацию планируется начать в 2014 году.

 

Второй проект NMDC – это создание совместного предприятия между NMDC и российским ОАО «Северсталь» для реализации проекта по совместному строительству интегрированного металлургического комбината в штате Карнатака начальной мощностью 2,5-3 млн. т стали. По словам генерального директора и основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова, на сегодняшний день компания находится в процессе покупки земли. Предприятие будет построено за два года, его ввод в эксплуатацию запланирован на начало 2014 года. В дальнейшем возможно увеличение его мощности до 5-7 млн. т в год, но все, как заявил Алексей Мордашов, будет зависеть от спроса на металл в Индии. Обе компании будут владеть совместным предприятием на паритетной основе, и оно будет управляться менеджментом, сформированным из представителей обеих сторон. Планируется, что в СП будут включены российское предприятие по добыче коксующегося угля и индийское – по добыче железной руды, которые будут поставлять сырье на новый завод.

 

Крупнейший частный производитель стальной продукции в Индии компания Jindal Steel & Power Ltd (JSPL) рапортует о вводе в эксплуатацию нового толстолистового прокатного стана мощностью 2 млн. т в год на своем предприятии в штате Орисса. После осуществления нескольких пробных запусков и прогонов агрегат начал работать на полную мощность в конце ноября текущего года. Этот прокатный стан, поставленный австрийской компанией Siemens VAI, стал первым производственным комплексом в рамках реализации JSPL «гринфилдовского» проекта по строительству интегрированного металлургического комбината мощностью 6 млн. т в год. В рамках реализации данного проекта JSPL планирует также ввести в эксплуатацию установку прямого восстановления железа от американской компании Midrex Technologies мощностью 1,8 млн. т в год, плавильный агрегат от SMS Siemag производительностью 3 млн. т в год и машину для непрерывного литья слябов (МНЛЗ) производства компании Siemens VAI.

 

Наконец, в начале октября JSPL заявила о возможности реализации еще двух амбициозных мега-проектов и. Речь, в частности, идет о строительстве двух крупных металлургических комбинатов в штате Джаркханд мощностью 11 млн. т стали в год каждый. На эти цели, по данным агентства Bloomberg, руководство JSPL готово выделить порядка $22,6 млрд., а ввести в эксплуатацию предприятия планирует к началу 2016 года.

 

В общем, даже если производство стали в Индии и не дойдет к 2013 году до указанных министром 115-120 млн. т в год, следует признать, что национальная металлургическая отрасль в ближайшие годы будет демонстрировать высокие темпы роста. И превращение Индии в нетто-экспортера стали в новых условиях выглядит вполне реальным.

 

По материалам Calcutta News, Steel Business Briefing, Nikkei business daily, steelorbis.com, Press Trust of India, Business Line, Reuters, «Металлоснабжение и сбыт»